- КОНСУЛ
- – 1) высшее должностное лицо Древнего Рима в республиканский период его истории. Одновременно избирались два К. и оба наделялись высшей властью. По мере создания ряда других должностей (преторов, эдилов и т. д.), а также усиления роли народных собраний и сената (см.) К., продолжая быть в принципе высшими должностными лицами республики, фактически сохранили в своих руках гл. обр. высшее военное командование и находились нередко со своими легионами вне Рима. В гражданском управлении власть К. проявлялась в созыве сената и народного собрания и председательствовании в них. Положение К. как военачальника нередко приводило к необходимости оставления его на посту вне Рима и по истечении года, на который он был избран. В этих случаях его называли проконсулом (заменяющим консула).
Как и другие высшие должностные лица, К. исполняли свои должностные обязанности безвозмездно. Это обстоятельство, равно как и решающая роль сената в выдвижении кандидатур К., обеспечивало преимущественное занятие должности К. представителями римской аристократии.
2) Должностное лицо государства, постоянно пребывающее с согласия другого государства в определённом пункте последнего в целях охраны прав и интересов своего государства, его граждан и юридических лиц.
Основными задачами К. являются: охрана и обеспечение прав и интересов назначившего К. государства, его граждан и юридических лиц, наблюдение за исполнением договоров со стороны государства пребывания, совершение нотариальных актов, сбор экономической и политической информации и т. д.
К. действует в пределах определённого консульского округа и подчинён дипломатическому представителю и ведомству иностранных дел своего государства. В состав дипломатического представительства он не входит и политических сношений с государством пребывания без специальных полномочий не осуществляет. В большинстве стран, в том числе в СССР, для К. введены следующие ранги: генеральный К., К., вице-консул, консульский агент.
Для беспрепятственного выполнения своих функций К. пользуется иммунитетом. Консульский иммунитет уже дипломатического (см. Дипломатический иммунитет) и включает в себя неприкосновенность личности, служебной переписки, канцелярии (но не квартиры) и архива, освобождение от личных повинностей и прямых налогов и сборов, если К. не занимается частным предпринимательством и торговлей. К. обладает правом беспрепятственного исполнения своих обязанностей и, в случае необходимости, правом на защиту и помощь со стороны местных властей, правом непосредственного сношения с правительством и дипломатическим представителем своего государства, правом выставлять герб и поднимать флаг своей страны и т. д. Нарушение консульского иммунитета является международным деликтом.
При назначении К. выдаётся консульский патент – особый документ о назначении К. данной страны в определённый пункт другой страны, с указанием консульского округа. По прибытии в пункт назначения К. выдаётся государством пребызания экзекватура (см.).
Совокупность юридических норм, регулирующих деятельность К., принято называть консульским правом, источниками которого являются внутреннее законодательство, международные соглашения (консульские конвенции) и обычаи.
Деятельность советских К. за границей и иностранных К. в СССР регламентируется Консульским уставом 1926 г., Положением о дипломатических и консульских представителях иностранных государств на территории СССР 1927 г., консульскими конвенциями СССР и признанными СССР обычаями.
Советское государство использует институт К- для развития и укрепления дружественных отношений со всеми странами на основе уважения суверенитета государств. Советские К. никогда не вмешиваются во внутренние дела страны пребывания.
В противоположность Советскому государству, с первых дней своего существования отказавшемуся от режима капитуляций (см.), которым пользовалась царская Россия в ряде восточных стран, империалистические государства использовали институт К. для ограничения суверенитета отсталых стран Востока. Так, К. пользовался в этих странах дипломатическим иммунитетом и выполнял судебные функции (консульская юрисдикция).
К- империалистических государств в странах демократического лагеря неоднократно оказывались агентами разведок и вели шпионско-подрывную деятельность. В то же время империалистические государства, вопреки элементарным нормам международного права, нередко препятствуют нормальной работе советских К. путём нарушения их иммунитета (налётов на консульства и т. п.).
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.